Hermes — часовая марка
Корреспондент журнала Chronoscope провел несколько дней в окрестностях Невшателя и побывал на предприятиях, вовлеченных в процесс производства часов Hermes. Самое известное из них — это фабрика Vaucher Manufacture Fleurier, в которую восемь лет назад французы вложили 25 миллионов швейцарских франков, получив в обмен 25% акций и возможность производить свои механизмы. Выяснилось также, что у La Montre Hermes есть собственная фабрика корпусов Joseph Erard, компания Nateber, занимающаяся производством циферблатов и большой сборочный цех в городе Брюгг неподалеку от Биля, в котором делают еще и кожаные ремешки для часов. На всех предприятиях были встречены кони.
О том, что такое Vaucher мы уже писали, фабрике механизмов посвящен большой репортаж, сделанный во время поездки по владениям Parmigiani Fleurier. Механизмами этой компании помимо Hermes пользуются Parmigiani Fleurier и Richard Mille, но список клиентов будет расширяться. Одна из среднесрочных задач Vaucher — увеличить количество выпускаемых механизмов до 35 тысяч и стать поставщиком механики для марок высокого уровня.
Цены на механизмы у Vaucher самые высокие на рынке, они начинаются от 990 франков (автомат VMF 3000 при заказе от 25 штук), а самый дорогой калибр стоит 1590 франков (VMF 5300 с микроротором). Все механизмы полностью готовы к работе и даже декорированы (женевскими полосками). Марка верит в свою затею исходя из реалий рынка, сейчас почти нет компаний, которые готовы продавать механику высокого уровня на сторону: Jaeger-LeCoultre если и будут делать для кого-то механизмы, то только для марок, входящих в группу Richemont, Girard-Perragaux тоже склонна удовлетворять лишь свои запросы, Frederique Constant производит механику (имеются ввиду механизмы серии Maxime Manufacture с «кремниевым» механизмом спуска) только для себя, у La Joux-Perret как и у Concepto механизмы ниже уровнем. В этой ситуации остается только фабрика Frederic Piguet, которая в одиночку не может удовлетворить спроса. Получилось, что Hermes, овладев долей Vaucher, стала одним из активных игроков на рынке дорогих механизмов. Если вы до сих пор не считали Hermes часовой маркой, то самое время задуматься о своих убеждениях.
Следующий пункт нашего путешествия — фабрика циферблатов Nateber, которая находится в часовом городке Ла Шо-де-Фон. Это довольно крупное предприятие, на котором трудится около 60 человек. Они делают почти все циферблаты Hermes и выполняют заказы других марок, среди которых в разное время были такие компании как Corum, Bell & Ross, Blancpain, Graham-London, Omega, Harry Winston, Jean Richard, Jacob & Co, Milus. Предприятие было основано в 1970 годах, поэтому список его клиентов, приведенный выше, далеко не полон.
А вот из чего сделаны все эти циферблаты. Их штампуют из длинных латунных лент, сложенных на полочках аккуратными стопочками.
Чтобы сделать перламутровый циферблат, нужно вырезать вот такую тончайшую заготовку из куска перламутра и наклеить ее на латунную пластину. У работников этого цеха руки обычно не дрожат.
Каждый циферблат проходит проверку, для этого используются микроскопы, изображение с которых выводится на экран компьютера и пристально изучается. Получившийся узор можно совместить с проектным чертежом.
Если с циферблатом что-то не так, его выбрасывают в «коробку позора», которая размечена изображениями автомобиля Audi. Кажется это A3. Делайте выводы о себестоимости продукции. Вообще, час работы в Швейцарии ценится значительно выше, чем в окрестных странах, поэтому сюда съезжаются люди со всей Европы и своим присутствием вызывают негодование местных жителей, подумывающих уже о выходе из Шенгенской зоны.
Теперь корпуса. Они производятся в местечке Ле-Нуармон на старинном предприятии Joseph Erard, которое начало свою работу еще в 1880 году. В 2011 году Hermes выкупила долю в этой компании, а через два года фабрика полностью перешла под контроль La Montre Hermes. Таким образом французы составили полноценную производственную цепь, причем подконтрольные им компании все больше концентрируются на нуждах Hermes. Если еще совсем недавно Joseph Erard сотрудничала c Montblanc, Bedat и Baume et Mercier, то теперь она почти всецело сконцентрировалась на запросах своего владельца.
Производство корпусов сложное занятие, на изготовление одного стального корпуса уходит 10 дней. Работа начинается с незамысловатой машинки, которая вдумчиво пилит стальные болванки, потом к делу подключаются многочисленные прессы, штамповочное оборудование и целый штат токарей и слесарей.
Усилиями грубых машин металл приобретает знакомые очертания. Заготовки проходят закалку в печи, складываются в лотки и ждут отправки в другие цеха.
Все технологические отверстия в корпусах вырезаются при помощи чпу-станков. В этих же машинах они проходят первичную декоративную обработку и полировку. При нас рабочие налаживали очередную такую игрушку ценой в миллион долларов, которая за минуту-полторы просверлила все что нужно и слегка отполировала корпус.
Фото из разряда «до и после станка».
А это пейзаж, который виден из окон Joseph Erard. Вот она Швейцария — индустриальный центр старушки Европы.
Все нити La Montre Hermes сходятся в городке Брюгг, где происходит сборка часов. Тут работает глава часового подразделения Люк Перрамон, арт-директор марки Филипп Делоталь, здесь же хранится главная награда компании — золотая рука, заработанная часами Arceau Le Temps Suspendu на Grand Prix d’Horlogerie de Genève 2011 (приз за лучшие мужские часы).
Помимо этого здесь же делают знаменитые эрмесовские ремешки. Как объяснил мастер соответствующего департамента, в основном, они используют двух- или трехлетних аллигаторов, выращенных на берегах Миссисипи, кожи рептилий обрабатываются и красятся в Италии. Но на складе, на всякий случай, лежит вот такой агатовый камень, использующийся для полировки.
Телячья кожа поступает из Франции, по словам мастера, у них есть проблема — люди едят телятины меньше, чем миру требуется кожи и постоянно возникает дефицит этого сырья. В ход идут еще и козлиные шкуры, а также страусиная кожа. Все, что поступило на склад, проходит строжайший контроль качества и брак вместе с обрезками, отправляется в Париж, где из него делают предметы домашнего декора.
Изготовление ремешка многоэтапный процесс, на создание одного самого простого браслета у компании уходит 1 час 15 минут, а мастер, если ему не мешают журналисты, в день изготавливает 8 ремешков. Работа начинается с отбора кож на складе, потом проводятся всевозможные подготовительные процедуры. Поскольку изначально кожа слишком толстая, ее прокатывают под прессом, а потом еще и шлифуют в местах склейки.
Под прессом на кожаном листе выдавливают контур ремешка со всеми технологическими отверстиями.
Потом заготовки переносят в другой цех, где они и превращаются в ремешки Hermes.
Каждый браслет скрепляется фирменным седельным швом. Интересно что мастера продевают иголку в нитку, а не наоборот.
Отверстия для нитки пробиваются вот такой «вилочкой»
Потом мастер делает нормальное отверстие для крепления, шлифует края ремешка и красит их так, чтобы между ними не было видно шва, по краям наносится декоративный контур.
В конце, на внутренней стороне ремешка выбивают клейма, по которым специалист может определить время, когда продукт был выпущен и тип кожи, из которой он сделан. Буква в квадратике обозначает год изготовления, соответственно, R — это 2014 год. Квадратик означает, что для создания браслета использовалась кожа аллигатора.
Этажом выше находится цех, в котором собираются часы. Все механизмы поступают сюда уже готовыми к установке. Исключение составляют лишь часы Arceau Le Temps Suspendu — их механизм перед установкой в корпус нужно оснастить дополнительным модулем, отвечающим за «подвешивание» стрелок. Примерно 40% часов, которые выпущены Hermes оснащаются механикой, остальное — «кварц».
На встрече с Филиппом Делоталем нам показали часы, которые будут представлены во время выставки Baselworld 2014. Главная новость состоит в том, что марка решила вернуться к производству серебряных корпусов. Она выпускала часы из серебра с 1927 года, но тогда использовалось серебро, которое быстро темнело, поэтому в какой-то момент пришлось от него отказаться и перейти на сталь. Сейчас же Hermes совместно со своими партнерами разработала нетемнеющий серебряный сплав. Если попросту, то из серебра убрали окисляющуюся медь и оно перестало чернеть. На получившемся материале можно было бы поставить клеймо 970 пробы, но в силу всевозможных регламентов, компания не может этого делать, поэтому на корпусе будет стоять 925 проба. Как выглядят часы в серебряных корпусах, вы можете увидеть ниже. Надо сказать что у полированного серебра самый высокий коэффициент отражения из всех металлов, поэтому часы, особенно если они декорированы бриллиантами, красиво сияют. Передать этот блеск с помощью фото не получилось. Увы.
Помимо серебра марка вспомнила, что в середине XX века, она производила крошечные женские часики, с механизмами Jaeger-LeCoultre. Было решено возобновить их производство, но уже с «кварцем» внутри. Цена таких моделей составляет от CHF 6 000 до CHF 15 000 (зависит от количества драгоценных камней и материала, из которого сделан браслет). Коллекция называется Faubourg — в честь улицы, на которой расположена штаб-квартира Hermes.
На этом все.
Текст и фото: Chronoscope.ru
www.hermes.com
|