Поехали!
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. В этот день сбылась мечта человечества – был совершен первый полёт человека в космос. И самое приятное, что первой его осуществила наша страна! Событию радовались все, даже американцы.
Читателям журнала Chronoscope история покорения космоса может быть интересной с точки зрения часов, побывавших на бортах кораблей, бороздивших орбитальные просторы. Достоверно известно, что механических хронометров не было только у собак Белки и Стрелки, Ветерка и Уголька, обезьяны Сэма, немногочисленных безымянных черепах и первого американского космонавта Алана Шепарда. У всех остальных, а это более чем 500 космонавтов, часы были. Колумнист журнала Chronoscope Кирилл Горбенко разбирался, какие именно модели участвовали в покорении вселенной.
Разумеется, первые часы, совершившие полёт в космос принадлежали первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. Это были советские «Штурманские».
Слово «Штурманские» тогда не было торговой маркой, им обозначался тип механизма, а механизм был сделан по образцу французского механизма Lip R 26, который, в свою очередь, был родом из США. В 1930-е годы он назывался Hampden-Dubuer. К характеристикам часов относится противоударная система, ручной завод и запас хода на двое суток. Сейчас такой запас хода кажется небольшим, но тогда это было очень хорошо, например современные японские Seiko 5 с трудом держат завод в пределах 40 часов. Достоинством модели была функция остановки секундной стрелки или стоп-секунды, дававшей возможность синхронизировать часы с сигналом точного времени. В общем, «Штурманские» были очень достойными часами. Правда, враги утверждают, что в полёте они от вибрации сломались почти сразу. Но мы, то знаем, что СОВЕТСКИЕ часы не могут сломаться, тем более в космосе, тем более без указания генерального секретаря КПСС.
В открытом космосе первой побывала отечественная «Стрела» (3017), ее носил на своем запястье космонавт Алексей Леонов. Это случилось 12 июня 1965 года. Такого рода «Стрелы», как и «Штурманские», выпускались только для командного состава ВВС. Крепились они к рукаву скафандра. Механизм был оснащен секундомером и 45-минутным счётчиком хронографа.
Модель активно использовались советскими космонавтами до конца 1970-х годов. Выпускалась она «Первым московским часовым заводом». У нее мог быть нелюминесцентный или люминесцентный циферблат, тахиметрическая и телеметрическая шкала, какая именно версия «Стрелы» была у Леонова точно неизвестно.
В Советском Союзе кроме известных всем заводов часы производил и научно исследовательский институт «Часпром». Так были созданы часы с 24-часовой индикацией, которая очень помогала космонавтам ориентироваться во времени суток. На орбите сложно провести границу между днем или ночью, ведь за одни сутки космический корабль совершает 16 витков вокруг Земли. Часпромовские модели полетели в космос вместе с космонавтами Павлом Беляевым и Юрием Артюхиным. Сейчас такие часпромовские модели — большая коллекционная редкость.
В 1976 году в СССР был разработан новый механизм с хронографом 3133 «Океан». Часы были предназначены исключительно для использования офицерами ВМФ. А в 1979 новый хронограф заменил «Стрелу». Базой для производства механизмов был швейцарский Valjoux 7734, лицензия и оборудование для его выпуска были куплены в Швейцарии. Новый механизм был проще, совершеннее и дешевле. На часы «Океан» ставили толстое сапфировое стекло толщиной 3 мм. Как и в случае с ранними моделями «Стрелы» в космосе побывали многие версии «Океана».
Выпуск всех этих моделей производился ограниченными партиями с военной приемкой. Только через девять лет, в 1983 году, часы с механизмом 3133 стали доступны рядовым покупателям, появился и экспортный вариант. Часы «Полет» 3133 часто бывали в космосе, а вместе с космонавтом Поляковым хронограф поставил рекорд по продолжительности космического полета. О качестве механизма свидетельствует и то, что именно «Полет» 3133 используется сейчас для создания наградных часов «От Президента РФ». Потом на его основе стали выпускать часы для летного состава ВВС – под названием «Штурманские» (модель 31659, часы с арретируемой секундной стрелкой и указателем поясного времени).
Один из первых космических туристов японский журналист Тоехиро Акияма носил такие.
Электронные часы на орбите не прижились. Дело в том, что космический корабль пронизывают частицы высокой энергии, которые выводят из строя незащищенные микросхемы.
С 1994 года, как это ни печально для патриотов, официальными часами Центра подготовки космонавтов стали не отечественные часы, а Fortis. Швейцарская компания гордится этим сотрудничеством и выпускает лимитки с Юрием Гагариным на крышке.
Правда в начале 2000 годов на МКС испытывали орбитальные часы «Космонавигатор», разработанные летчиком-космонавтом Владимиром Джанибековым, который 5 раз летал в космос и провел на орбите в общей сложности 145 суток. По этому наручному прибору космонавты в любой момент времени могут определить, над какой точкой Земли они находятся. Джанибеков разбил циферблат часов с 24-часовой шкалой на 16 секторов по количеству витков. Взяв за основу карту Центра управления полетами с сеткой витков, космонавт отметил разными цветами все континенты и океаны и перенес эту разметку на циферблат. Россия со странами СНГ и Европа помечены красным цветом, Азия — желтым, Африка — черным, Австралия — зеленым, Южная Америка — оранжевым, Северная — темно-синим. Океанские просторы окрашены голубым.
Кроме отечественных часов в космос летали и часы других производителей. Например четвёртый американский астронавт Скотт Карпентер побывал на орбите с часами Breitling Navitimer Cosmonaute. Главная особенность Cosmonaute — нестандартная 24-часовая разметка циферблата.
Но самые известные часы, которые используют американцы – это Omega. Уолли Ширра в 1962 слетал в космос с Omega Speedmaster, купленными на собственные деньги. Это произошло за несколько лет до того как NASA выбрало себе официальные часы.
О том, как аэрокосмическое агентство выбирало себе официальные часы, сложено много легенд. В этом умении (слагать легенды) американцам нет равных. Чтобы подобрать наручные часы, которые могли бы выдержать сильные нагрузки при посадке на Луну, сотрудники NASA купили десять хронографов различных марок в обычном часовом магазине. После этого часы подвергли опытам и экспериментам. В результате жестокого отбора, оставшимся производителям (их было шестеро) предложили представить по 12 моделей часов. В итоге победили Omega Speedmaster. 1 марта 1965-го года эти хронометры были официально рекомендованы для американских астронавтов, совершающих космические полеты. Такой выбор пришлось отстаивать даже в Сенате США – союз американских предпринимателей обвинил NASA в подрыве национальной промышленности.
20 июля 1969-го года Нил Армстронг с Omega Speedmaster на запястье и Эдвин Олдрин впервые ступили на лунный грунт. С часами Omega связан интересный случай на космическом корабле Apollo 13. Когда он находился в космосе, произошел взрыв баллона с кислородом, после чего все электронное оборудование, находившееся на борту, вышло из строя. Это происшествие могло иметь трагические последствия, ведь так как неправильный расчёт времени безопасного возвращения в атмосферу Земли, мог стоить всему экипажу жизни. В этой сложной ситуации командир Apollo 13 Джим Лоуэлл произвел все необходимые расчеты с помощью своих часов Omega Speedmaster и спас весь экипаж, вернув его на Землю без потерь. За это достижение швейцарская марка была удостоена престижной премии Snoopy. Это высочайшая награда, вручаемая NASA.
Кстати, Алексей Леонов, когда состыковались Союз и Аполло-15, был в Omega Flightmaster.
Японские Spring Drive Spacewalk это первые часы, которые были спроектированы и построены специально для использования в открытом космосе. Они интересны поворотным механизмом циферблата часов, адаптированным под управление в перчатках российского скафандра «Орлан-М» и специальным ремешком увеличенного диаметра для крепления часов на запястье скафандра. Диаметр 53,0 мм.
Кроме выше перечисленных часов в космосе побывали TAG Heuer, Rolex, Bulova, Timex и другие марки.
Из интересных часов, использующихся в космосе можно отметить китайские FIYTA.
И в заключении старая космическая шутка: Эдвин Олдрин так объяснял в интервью журналистам, почему Алан Шепард стал первым американцем, побывавшем в космосе: «Вообще хотели послать обезьяну, но в НАСА пришла куча писем в защиту прав животных, а в защиту Шепарда не пришло, ни одного письма. Вот он и полетел».
Текст: Кирилл Горбенко, в жж он известен под ником kingowatch
upd. В 2010 году часы Zenith El Primero Striking 10th отправились на МКС на борту российского космического корабля «Союз», стартовавшего с космодрома Байконур в Казахстане.
|