Мануфактура Chopard
У компании Chopard короткий, но хороший провенанс: около ста лет она принадлежала семейству Шопар, а в начале 1960-х годов, когда выяснилось, что производство часов молодому поколению семьи неинтересно, внук основателя продал марку немецкому часовщику и ювелиру Карлу Шойфеле. Новый владелец приумножил ее достоинства, он вдохнул в предприятие новую жизнь, традиционно мужской ассортимент Chopard был усилен женскими часами, компания стала выпускать ювелирные украшения, развивать новые проекты, покорять новые страны.
За несколько десятилетий, прошедших с момента покупки, она превратилась в одну из сильнейших швейцарских часовых марок, а самое главное изменение произошло 20 лет назад — в 1996 году она начала самостоятельно делать механизмы. Стараниями нынешнего ее сопрезидента Карла-Фридриха Шойфеле в городке Флерье открылось предприятие L.U.C Chopard, положившее начало мануфактуре и производству часов экстра-класса.
Вообще, с руководством компании повезло, для господина Шойфеле управление Chopard не просто бизнес, доставшийся ему в наследство, а удовольствие и часть большого увлечения часами. Их производство для него — личная история. Это легко понять по музею L.U.Ceum, расположенному на фабрике во Флерье — каждый экспонат здесь, будь то работа Абрахама-Луи Бреге, Джона Арнольда или Улисса Нардана, говорит о Шойфеле, как о знатоке. Хотя с не меньшим удовольствием господин президент предается коллекционированию автомобилей, участвует в ретро-заездах и занимается винами (во французской коммуне Бержерак ему принадлежит шато Monestier La Tour).
С винами, кстати, связан занятный момент: мануфактура Chopard самостоятельно производит почти все компоненты часов. Исключение составляют лишь разные мелочи и циферблаты. В том, чтобы выпускать циферблаты нет особой необходимости, отсутствие подобного цеха никак не преуменьшает мануфактурного статуса марки, но Шойфеле явно держит этот момент в подсознании, потому что одно из его вин называется Cadran. С французского слово переводится как «циферблат».
Слово «мануфактура» проецирует в голове мысленный образ большого здания, в котором умещается полный производственный цикл. В случае с многими марками дела обстоят именно так, вспомнить хотя бы Jaeger Le-Coultre, но мануфактура Chopard устроена по-другому. Она больше похожа на Parmigiani Fleurier — в ее состав входят несколько предприятий, находящихся в разных местах и на каждом из них создаются разные компоненты часов.
Около 800 человек трудятся на головной фабрике в женевской коммуне Мерен. Здесь собрано множество профессионалов, принадлежащих к 30 различным специальностям: от литейщиков, которые делают сплавы для корпусов и браслетов, до часовых мастеров высочайшего уровня, занимающихся сборкой механизмов, отмеченных Женевским клеймом.
Здесь же хранится собрание штампов и инструментов, использовавшихся для производства часов Chopard. Благодаря им компания запросто может восстановить даже корпус, появившийся на свет много десятилетий назад.
Помимо часовщиков в Мерене работают еще и ювелиры, специализирующиеся на выпуске уникальных украшений. Каждый шедевр изготавливается полностью одним мастером. И еще — немногие об этом знают, но помимо украшений компания отливает золотые пальмовые ветви для Каннского кинофестиваля. Сотрудничество с фестивалем началось в 1998 году, когда его президент попросил Каролину Шойфеле (она управляет маркой вместе со своим старшим братом Карлом-Фридрихом) переработать дизайн высокой награды.
Больше 100 человек трудятся на предприятии, расположенном в городке Флерье. Они выпускают механизмы только для линейки L.U.C. Все калибры отделываются вручную и почти все их компоненты создаются в стенах фабрики: от платин и мостов до микроскопических деталей. Как мы уже говорили в начале, именно ее открытие превратило Chopard в мануфактуру. Помимо собственно производства на предприятии располагается отдел разработки и дизайна (в нем были спроектированы все собственные калибры Chopard), отдел сборки часов уровня grand complication, отдел тестирования и так далее.
Здесь же Chopard производит важнейший компонент механизма — спираль баланса. Точнее волоски компания закупает, а вот самую главную и интересную работу делает уже мастер мануфактуры — он закручивает ее в спираль. Занимаются этим делом преимущественно девушки, видимо в них больше усидчивости.
Интересно, что фабрика располагается в здании, принадлежавшем некогда Swatch Group. Chopard сначала арендовала у нее небольшое помещение для трех человек, а соседствовали с мануфактурой организации вроде автомобильных сервисов. С 2000 года марка выкупила здание полностью, но в память о первых годах работы, руководство мануфактуры оставило в первозданном виде исторический вход в помещение. Двери входа декорированы изображением первого калибра Chopard, получившего имя L.U.C 1.96.
Из окон L.U.C Chopard открывается вид на другое крупное предприятие компании — Fleurier Ebauches. На нем выпускаются обычные механизмы, в производстве которых минимальна доля ручного труда. К числу часов, получающих компоненты с фабрики Fleurier Ebauches, относятся, например, все модели автомобильной серии Mille Miglia, а также относительно простые модели из ювелирных женских коллекций. Есть здесь и свой отдел разработки, занимающийся проектированием новых калибров на базе уже созданных.
Работа мануфактуры Chopard устроена вполне стандартно, однако есть важный момент, выделяющий ее из большого количества других часовых марок — это контроль качества. Chopard использует сразу несколько методов сертификации, подтверждающих исключительно высокий уровень выпускаемой продукции. В производстве корпусов она использует золото Fair Mined, сертифицированное некоммерческой организацией ARM (Альянсом за ответственную добычу) как металл, добытый с минимальным вредом для окружающей среды.
Подавляющее большинство механизмов отвечают стандартам COSC. Поскольку одна из производственных площадок Chopard находится в Женеве, марка также делает часы, отвечающие строжайшим критериям качества Женевского клейма. Помимо этого, в партнерстве с Bovet и Parmigiani Fleurier, она разработала собственную систему сертификации часов и, отмечая их значком Qualité Fleurier, она гарантирует покупателям высочайший уровень отделки и надежности механизмов.
Механизмы Qualité Fleurier заслуживают отдельного рассказа благодаря одному из уникальных тестов, которым марка проверяет плоды своих трудов. Он называется Fleuritest и смысл его состоит в максимально точном воспроизведении нагрузок, обрушивающихся на часы в ходе ежедневного использования. Машины, в которые помещаются часы, имитируют движения человеческих рук в наиболее часто повторяющихся жизненных ситуациях: движения во время офисной работы, ходьбы, бега, переодевании и даже чистки зубов. Тест одного механизма занимает 24 часа и чтобы его успешно пройти, он должен показать суточное отклонение в пределах от 0 до +5 секунд. По словам представителей марки, ставить клеймо Флерье — дорогое удовольствие, но оно того стоит, поскольку у продуктов, отмеченных этим значком, самый низкий показатель возврата.
К сожалению, Женевское клеймо и клеймо Флерье вместе не используются из-за возражений Женевы, но в истории марки часы с двумя клеймами одновременно все же выпускались — это турбийон L.U.C Triple Certification. Коллекционеру на заметку.
Ну а всем остальным поклонникам часов хочется сказать, что бытующее в России мнение, будто Chopard выпускает ювелирные часы для девушек в корне неверно. Не умаляя заслуг марки перед дамами, отметим, что главное ее достоинство — это, все же, прекрасные мужские часы, чей высокий уровень и благородное происхождение подтверждены самыми авторитетными институтами швейцарской часовой индустрии, так что если вы перфекционист, если желаете, чтобы вас окружали только качественные вещи, стоит присмотреться именно к Chopard.
Текст: Chronoscope.ru
www.chopard.com
|