Женевское клеймо
9 ноября 1886 года часовщики кантона Женева учредили собственный знак качества — Женевское клеймо (Poinçon de Genève). Этот знак, которому уже больше сотни лет, гарантирует покупателю техническое и эстетическое совершенство механизма и корпуса, а также свидетельствует о том, что часы сделаны не кем нибудь, а именно женевскими мастерами.
Что касается механики, то клеймо может быть поставлено только на механизмы, которые были созданы на территории Женевы и отвечают ряду строжайших требований качества. Оно означает, что все детали базового калибра проверены, отлажены и превосходно отделаны. Согласно кодексу Poinçon de Genève, детали механизма должны получить одобрение Женевской лаборатории часового искусства и микроинженерии (Geneva Laboratory of Horology and Microengineering), которую еще называют TIMELAB. Потом часы собираются и регулируются и только после этого компании разрешается нанести Женевское клеймо на платины всех калибров в часовой серии.
Среди марок, проходивших эту сертификацию чаще всего, упоминаются Roger Dubuis, Patek Philippe (использует и собственное клеймо Patek Philippe Seal.), Vacheron Constantin и Chopard (компания также использует клеймо Флерье).
Чтобы полнее раскрыть тему, предлагаем ознакомится со сводом правил Poinçon de Genève в переводе и с комментариями часовщика Андрея Бабанина, опубликованными на форуме www.watch.ru.
Женевское клеймо может быть поставлено только на механические часы, собранные и отрегулированные на территории кантона Женева. В дальнейшем на каждом механизме должен быть поставлен индивидуальный порядковый номер. Клеймо обычно ставят на мост механизма на видимое место еще на этапе изготовления механизма.
1. Качество всех частей и компонентов механизма, включая части для дополнительных устройств, должны соответствовать стандартам, разработанным Бюро для добровольного освидетельствования Женевских часов. Стальные детали должны иметь отполированные углы, на поверхностях должны быть параллельные царапинки. Видимые участки должны быть сглажены и отполированы. Головки винтов должны быть отполированы. По краю и в шлице должны быть фаски.
Комментарий: Эти ухищрения весьма полезны при сервисном обслуживании часов. При их наличии риск царапанья деталей инструментом существенно уменьшается.
2. Колесные системы механизмов должны быть полностью на камневых опорах с полированными отверстиями. Со стороны мостов камни должны быть отполированы до полузеркального блеска, а края отверстий под камни отполированы.
Комментарий: Полировка этих краев позволяет лучше выделить цвет камня. В часах высокого качества стараются применять более прозрачные и наиболее темные камни. Камень центрального колеса в платине не обязателен, то есть вместо него может присутствовать, к примеру, бронзовая втулка.
3. Спираль баланса должна быть прикреплена к мосту с помощью подвижной накладки колонки с закруглением. Допускаются подвижные держатели колонки. Допускаются неподвижные и сдвоенные системы регулировки (градусники), исключая сверхтонкие механизмы, где это не требуется.
Комментарий: Вообще такая форма накладки уже говорит о высоком классе калибра и практически не встречается в ординарных механизмах.
4. Допускаются системы регулировки баланса с изменяемым радиусом вращения.
5. Колеса ангренажа должны иметь фаски сверху и снизу, а их углубления должны быть отполированы. Для колес толщиной 0.15 мм и тоньше допускается фаска только со стороны моста. Кроме того, сами колеса обычно дополнительно обрабатывают.
Комментарий: В качественно обработанной передаче практически отсутствуют износы, что резко повышает эксплуатационную характеристику часов.
6. Оси трибов, а также поверхности зубьев трибов должны быть отполированы.
Комментарий: Полировка необходима для увеличения межсервисного интервала. В часах с деталями высокого качества старение смазки происходит значительно медленней. Кроме того, полированные части лучше противостоят ржавчине.
7. Анкерное колесо должно быть облегченным: толщиной не более 0.16 мм для больших калибров или 0.13 мм для механизмов менее 18 мм в поперечнике. Запирающие поверхности колеса должны быть отполированы.
Комментарий: Облегченное колесо позволяет добиться более стабильного хода.
8. Ограничители угла подъема анкерной вики должны быть цельными, для исключения стержней или штифтов.
Комментарий: Это также повышает улучшить стабильность хода часов.
9. Приемлемы только механизмы с противоударным устройством.
Комментарий: Впрочем, в последнее время лишь немногие Российские заводы все еще выпускают калибры без противоударного устройства, так что этот пункт больше относится к использованию старых калибров в часах-репликах старых моделей.
10. Заводное и коронное колеса должны быть отделаны одним из зарегистрированных узоров.
Комментарий: Обычно в районе зубьев колеса имеют полированный скос, а само колесо украшено расходящимися лучиками или матовое, в стиле Diamante.
11. Не должны использоваться пружинки из проволоки.
Комментарий: Это правило не столь жестко, ибо достаточно часто встречаются механизмы с Женевским клеймом, но имеющие проволочные пружинки в календаре
|