Interview

Trends

News

Эрманно Сорди, MOMO Design

Эрманно Сорди (Ermanno Sordi)

Чтобы поговорить с Эрманно Сорди (Ermanno Sordi), издатель журнала Chronoscope Артем Тагиров изменил свой туристический маршрут и отправился в город Вогера (Voghera), расположенный в 50 километрах от Милана. Глава холдинга Sordi S.p.A. провел для него экскурсию по штаб-квартире компании, показал как и где разрабатывают и собирают часы. После этого харизматичный итальянец рассказал о том, каково ему приходится в конкурентной борьбе с Швейцарией, что отличает итальянские часы от других, и не преминул похвастать, что он самый главный часовой производитель на Апеннинском полуострове.

MOMO Design

Расскажите о фабрике Sordi и бренде MOMO Design. Как они связаны друг с другом?
Sordi S.p.A. — это холдинг, в который входят компании, расположенные в разных странах. Это семейный бизнес, основанный моим отцом, теперь мы с братом его продолжаем. Кроме того, сейчас с нами работает и мой старший сын. Надеюсь, что компания и дальше будет переходить по наследству. А родители сейчас на пенсии. И хотя моему отцу уже 90 лет, он все равно приходит на производство, беседует с сотрудниками.

Всех знает, как Наполеон? Сколько человек у вас работает?
Да, конечно (смеется). Всего в группе компаний Sordi около 400 человек. В Италии работает 50. Помимо этого у нас также есть дочерняя компания в Швейцарии, отвечающая за продукцию Swiss Made — там 16 человек. Еще есть компания в Гонконге, в которой работают 22 сотрудника, и еще около 300 человек трудится в Китае.

Чем занимается итальянский офис?
Сборкой часов для своих и сторонних брендов. Один из клиентов — это очень известная марка, но, к сожалению, мы не можем раскрывать эту информацию.

Сборка часов для своих и сторонних брендов

В том числе и для MOMO Design?
Да, бренд MOMO Design (лицензиатом которого мы являемся) — это известная дизайнерская компания, производящая люксовые товары и аксессуары, связанные с автомобилями. Также мы сотрудничаем с Ferrari — то есть производим всю дополнительную продукцию для Scuderia Ferrari (кроме часов Panerai).

Какие еще бренды у вас есть?
У нас есть еще один часовой бренд — Mondia. Он был куплен у Zenith. Дело обстояло так: когда Zenith сам был продан, группа в которую вошла компания, не собиралась сохранять марку Mondia, так как это более дешевая продуктовая линейка. В тот момент мы производили для Mondia 90% комплектующих, вот почему они предложили нам купить этот бренд. Сегодня марка Mondia зарегистрирована более чем в 100 странах, то есть практически по всему миру.

Mondia
Часы Mondia

Как она позиционируется на рынке и в чем ее отличие от МОМО?
Как бренд начального уровня. Делаем все часы: классические, спортивные, фэшн. А MOMO иной бренд по идеологии — это часы со спортивным дизайном, но для городского образа жизни. Они не подходят для экстремальных видов спорта, но по духу они спортивные — с каучуковым ремешком, черным корпусом и швейцарским механизмом. У MOMO тоже есть продуктовая линейка начального уровня, с японскими механизмами и в ценовом диапазоне до 500 евро. А вообще, мы делаем разные модели в корпусах из золота и титана, со швейцарским механизмом ETA 7750, золотым ротором, сапфировыми стеклами, даже часы с бриллиантами. Есть модель Dual Time — с указанием второго часового пояса и с автоматическим механизмом. И, наконец, Magnesio – они единственные в мире! Ни одна другая компания таких не производит. Разве что Hublot, но в их продукции 30% магния, а у нас — 90%. Поэтому наши часы невероятно легкие.

MOMO Design Magnesio
MOMO Design Magnesio

Вы только собираете часы под брендом MOMO или еще разрабатываете их дизайн?
Мы делаем все! Дизайн разрабатывается нами совместно с MOMO Design. После создания 3D-чертежа создаем прототип, затем проверяем, все ли с ним в порядке, и затем уже запускаем модель в производство и собираем часы здесь, в Италии.

Какие механизмы стоят в этих часах?
Все механизмы швейцарские. Либо ETA, либо Ronda.

Собираетесь производить свои собственные калибры?
Нет. Для этого нужны огромные вложения. Да и сегодня на рынке только топовые часовые бренды сами делают механизмы, ведь содержание подобного производства очень капиталоемкое дело. Поэтому лишь Rolex, Patek Philippe и другие самые-самые крупные бренды могут себе это позволить. И потом, будем откровенны, назовите мне какие-либо компании, кроме швейцарских, которые сами производят механизмы….

Есть японские компании. Или, например, российские и китайские…
Да, японские, российские. Но сравнима ли их репутация, с авторитетом швейцарских производителей? Можно ли продать часы с российским или китайским механизмом за 150 000 евро? Можно ли их продать за 30 000 евро? Нет! Будем откровенны — нельзя. Такова традиция. Никто в мире не купит никакие дорогие часы, кроме тех, что сделаны в Швейцарии. Японцы производят фантастические механизмы, фантастические часы — но они не могут продавать их дороже нескольких тысяч евро. У российского «Полета» есть свой собственный механизм, но ноу-хау все равно швейцарское, потому что они когда-то купили механизм и видоизменили его, создав свой собственный на его базе. Самое начало истории этой марки связано с швейцарцами.

Dive Master Ceramica
MOMO Design Dive Master Ceramica

Дорабатываете ли вы механизмы, которые покупаете?
Конечно. Мы не используем стандартные калибры, мы их подвергаем финишной обработке — например, видоизменяем ротор.

Это трудоемкая задача?
Мы доводим их на специальной фабрике в Швейцарии, один механизм декорируется в течение трех дней. Мы наносим на них женевские полоски, заменяем стандартные роторы на золотые или стальные с нашим логотипом. Для нас важно, что эти изменения мы делаем сами, но в Швейцарии.

То есть все работы с механизмом производятся в Швейцарии?
Да, ведь в Италии нет традиции создания и работы с часовыми механизмами. Но у нас есть дизайнерские традиции, свой стиль и свой вкус. Италия знаменита своей одеждой. Именно поэтому мы и подумали: «Почему бы нам ни взять «сердце» часов из Швейцарии, то есть механизм, а затем «одеть» хронометр с присущим итальянцам вкусом?»

Эрманно Сорди, Sordi

Какое место занимают ваши бренды в итальянской часовой промышленности?
Мы лучшие — не потому, что я так говорю, а потому что так оно и есть. Мы лучшие, потому что мы единственные. Сегодня на рынке Италии нет других часовых компаний. Раньше их было 25, сегодня остался один я. Потому что я лучший (смеется).

Что, правда один?
Да. Я, если хотите, монополист. На сегодняшний день ведение бизнеса в Италии имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Я думаю, в настоящий момент мы единственная компания, с числом сотрудников в 50 человек. В нашем бизнесе 50 человек — это уже немало. Чтобы платить им принятые в Италии зарплаты, а сегодня это означает европейские зарплаты, и соперничать с теми, чье производство находится в Китае, нужно быть очень сильным. Выжить можно лишь за счет качества, дизайна, имиджа — все должно работать на вас, все должно быть сделано очень хорошо.

Сколько часов в год вы производите?
Вся группа компаний производит в месяц около 50 000 часов, то есть около 600 000 в год.

Вид с улицы на окна кабинета Эрманно Сорди, где состоялось наше интервью
Вид с улицы на окна кабинета Эрманно Сорди, где проходило интервью

Расскажите о лимитированных сериях MOMO?
Наша коллекция делится на две части. Я люблю называть первую часть black label — по аналогии с виски. Black label – это высокотехнологичная коллекция, со швейцарским калибром внутри, механические часы, из титана, нержавеющей стали, магния, керамики, углепластика — вот что такое коллекция black label. Вторая коллекция называется MD (сокращение от MOMO Design) и рассчитана на молодежь — молодых людей, которые хотят иметь просто модные часы, недорогие, простые в уходе, с легко читаемой индикацией – это red label. Цена – от 198 евро. На сегодняшний день в некоторых странах сумма в 198 евро — это фактически половина месячной зарплаты. Например, во Вьетнаме. Это серьезная сумма и наша продукция, которая продается по таким ценам, тоже очень серьезна — тщательно продумана, концепция проработана во всех деталях.

Momo Design Dual Tech Pro
Momo Design Dual Tech Pro

Когда вы собираетесь выпустить новую модель, советуетесь с сотрудниками?
Да, у нас же не механическая сборка. Мы учим людей быть частью компании, а не просто работниками. Я иногда прихожу и спрашиваю нравятся ли им новые часы. Все делятся своими идеями. Они говорят: «Я бы поменял вот это» или «Часы слишком большие или слишком маленькие». Я люблю вовлекать коллег в обсуждение моделей.

Знаете ли вы каких-либо независимых итальянских часовщиков? Поддерживаете ли вы с ними какие-либо отношения?
Нет. Мы сотрудничаем с несколькими швейцарскими часовщиками и обращаемся к ним с просьбами видоизменить механизмы. Что касается часовщиков, сегодня нужно самому прийти и убедиться в том, что тот или иной человек на самом деле часовщик. Кто такой часовщик сегодня? Человек, покупающий тысячу механизмов и затем перепродающий их? Нет. Сегодня есть лишь несколько часовщиков — Parmigiani Fleurier, например. А есть промышленники – покупают детали оптом, собирают часы и тоже продают их огромными партиями.

Сотрудничаете со знаменитыми дизайнерами?
В Италии у нас есть хорошие дизайнеры, но из-за того, что промышленность страны сконцентрирована на мебели или одежде, они не знают ничего о часах. Мы пытались работать с ними, но у них нет абсолютно никакого представления о часах, они не чувствуют этот продукт. Поэтому мы предпочитаем работать со своими, теми, что внутри компании. Откровенно говоря, на сегодняшний день очень трудно найти вменяемого часового дизайнера. Например, Филип Старк, создавший часы для Fossil… Для меня такой дизайн не имеет никакого смысла.

Почему?
Знаменитые дизайнеры хотят создать что-то необычное, вызывающее. Они делают это не по призванию, не для себя. Я пробовал сделать что-либо совместно с Pininfarina, но они думают только о деньгах. В основе всего у них лежит вопрос: «Сколько я могу на этом заработать?» И люди покупают часы только потому, что они им нравятся, а не потому, что они сделаны кем-то знаменитым. Возможно, если мы говорим о большой, известной компании, ко-брендинг сработает. Например, Audemars Piguet так работает и у них это здорово получается. Однако, когда мы говорим о бренде, подобном нашему, возникают сложности, для нас ведь важен оборот. Нам сложно прийти к людям и сказать: «Эти часы будут стоить в 3 раза больше той цены, по которой мы обычно продаем, потому что их придумал какой-то там знаменитый дизайнер».

Ну а в знаменитых часовых выставках участвуете? Сколько лет вы представлены на BaselWorld?
20 лет.

Презентация MOMO Design на BaselWorld 2010

Сложно оплачивать это удовольствие?
Мы стоим в основном павильоне на 2 этаже, а первый этаж занят топ-брендами. Престижное место на BaselWorld зависит не от того хорошие у вас часы или плохие. Это лишь вопрос денег – заплатите нужную сумму и вы получите самое лучшее место. Но мы и не стремимся уходить с нашего второго этажа – наши клиенты всегда знают, где нас искать. Единственное, на 2013 год мы сделали заявку, чтобы получить помещение вдвое большее по площади – сейчас на старом стенде уже слишком тесно.

MOMO Design Composito

В каких странах у вас самые большие продажи?
В Италии, затем в Испании, потому что, как мы любим говорить, мы очень похожи. На третьем месте Германия. Что касается остальных европейских стран, мы не представлены в северной части Европы, так как там ощущение, восприятие продукции совершенно не такое, как у жителей средиземноморской части Европы. Мы также продаем много часов на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке и по всей Америке — с северных штатов до южных.

А что с Россией?
Мы в поиске хорошего дистрибутора в России. Мы очень осторожны в этом вопросе, потому что дистрибуция — крайне важная составляющая бренда. Бренд может быть очень успешным при наличии у него хорошего дистрибутора и наоборот — его отсутствие может отрицательно сказаться на бренде. Именно поэтому мы очень и очень осторожны.

А сталкивались ли вы во всех этих странах с подделками своих часов?
Да, я видел несколько, но наши часы слишком сложны, чтобы их подделывать.

Но ведь можно подделать только внешний вид часов.
Да, конечно, такое случается. Однако наличие подделок говорит об определенной популярности этих часов. Если вы приедете в Китай, вы увидите там все новые модели MOMO. В них нет нашего механизма, они похожи на MOMO только внешне, у них простой кварцевый механизм. Однако наличие подделок никак не влияет на продажи. Во-первых, самые дорогие наши часы стоят не больше двух тысяч евро, в то время как подделка будет стоить в Китае около 300-400 евро, и это будут кварцевые часы. Разница не так велика, как, например, в случае с Rolex, который стоит сто тысяч евро, а подделку можно приобрести за несколько сотен евро. Кроме того, Rolex очень популярная марка, и многие люди хотят его иметь, в то время как Momo – это не такой раскрученный бренд. Я хочу вам кое-что показать. Я был в Китае. Вы знаете часы Nautilus Patek Philippe? Вот подделка. Я был под большим впечатлением и не мог поверить, что они сделали такой симпатичный продукт. Я заплатил за них 250 евро. Посмотрите, как они их сделали! Мой брат, увидев эту подделку, сказал: «Это невозможно, они настоящие». Абсолютно все детали выполнены так же, как у оригинала. У них, конечно, абсолютно ужасный кожаный ремешок, но все остальное… Я использую эту подделку, чтобы объяснить людям, что нужно быть осторожным, покупая часы подобных брендов.

Расскажите о ваших любимых часах и часовых марках?
Audemars Piguet, модель Royal Oak. Разумеется, настоящий, а не поддельный (смеется). Мне нравится такой дизайн, они очень жесткие, грубые. C возрастом, наверно, одними из моих любимых станут часы А.Lange & Sohne. Это часы очень высокого класса. Они станут мне к лицу, когда я приближусь к 65-70 годам — такие классические, чистые линии… А пока, я, по-прежнему, ношу спортивные.

Часы MOMO Design на руке Эрманно Сорди
Часы MOMO Design на руке Эрманно Сорди

Какой ваш любимый материал?
Титан, он очень легкий. Сталь могут делать все, а вот работать с титаном действительно сложно.

Любимая модель MOMO?
Часы Pilot. Кроме того также Magnesio — это экспрессивная вещь, воплощение высоких технологий. Достижение MOMO Design — в том, что технологию мы превращаем в дизайн. Модель Magnesio очень сложно сделать – необходимо особое оборудование. Корпус был создан в мастерских, работающих с Ferrari. Работа над этими часами заняла 9 месяцев — совсем как вынашивание и рождение ребенка. Лишь по прошествии этого времени появился первый корпус. Хотя так мы работаем со всеми нашими часами, они нам как дети.

MOMO Design

Jet Chrono

Официальный сайт www.momodesign.com
MOMO Design на Facebook

***

Железнодорожная станция Voghera
Железнодорожная станция Voghera. Кроме штаб-квартиры Sordi , город Вогера также известен, как родина модельера Валентино и братьев Мазерати.









Oris принимают Байкальскую эстафету

Oris принимают Байкальскую эстафету

Frederique Constant WorldTimer

Frederique Constant WorldTimer

Часовщик в Apple Store

Часовщик в Apple Store

Даниель Бабич, Garmin

Даниель Бабич, Garmin

Carl F. Bucherer покорил Байкал

Carl F. Bucherer покорил Байкал


 

Популярное:

Carl F. Bucherer на Байкале

Carl F. Bucherer на Байкале

Победители GPHG в Москве

Победители Grand-Prix d Horlogerie de Geneve 2012 в Москве

Часы с открытым механизмом

Часы с открытым механизмом

Часы студентов МГИМО

Часы студентов МГИМО

Китайские турбийоны

Китайские турбийоны


© 2010—2021 Chronoscope.ru Хроноскоп - журнал о часах и тех, кто их носит