Louis Moinet хочет переписать историю хронографа
Жан-Мари Шалле не прогадал, когда назвал основанную им часовую компанию Les Ateliers Louis Moinet в честь человека, которого сам Абрахам Луи Бреге считал своим лучшим учеником. Шалле наверняка чувствовал, что помимо скупых биографических описаний в справочниках по часовому делу, его ждет еще множество интересных открытий, связанных с именем Луи Муане. И вот сегодня час открытий пробил — Шалле на весь мир протрубил слова благодарности полузабытому французскому мастеру, за то, что тот якобы подарил ему право переписать часовую историю. Дочитав статью до конца, вы узнаете есть у Les Ateliers Louis Moinet такое право на самом деле или нет.
Луи Муане
Жан-Мари Шалле предлагает внести коррективы в историю хронографа. Сегодня принято считать, что первый хронограф был создан личным часовщиком короля Людовика XVIII мастером Николя-Матье Рьессеком. Он сконструировал инструмент, который буквально записывал время. Громоздкий механизм был представлен в 1821 году во время конских ристалищ, проходивших на Марсовом поле в Париже. Когда животное пересекало финишную черту, специальный человек нажимал специальную кнопку и чернильное перо, нависавшее над вращающимся циферблатом, оставляло на его белой поверхности крошечный черный след, маркировавший время прохождения дистанции.
Хронограф Николя-Матье Рьессека
Будучи хронографом формально, эта машина имела мало общего с часами, которые люди имеют удовольствие называть хронографами в наши дни. Однако человеку, который ее изобрел, современные мастера воздают всевозможные почести. Например, в 2011 году компания Montblanc широко отмечала 190-летие рьессековского хронографа. Но 21 марта 2013 года ателье Louis Moinet предложило вписать новую главу в историю создания хронографа и перенести его день рождения на несколько лет назад. Необходимость этого она подтвердила, продемонстрировав публике хронограф, созданный в 1816 году! На его циферблате гордо красуется надпись Louis Moinet.
Этот инструмент, предназначенный для астрономических исследований, имеет гораздо больше сходства с современными хронографами, чем работа Рьессека. На его циферблате разместились привычные глазу малые счетчики: 24-часовой, 60-минутный и 60-секундный. Центральная стрелка отсчитывает терции — отрезки длиной 1\60 секунды!
Управляются часы при помощи кнопок пуска и остановки, есть у них и кнопка обнуления показаний — все как сегодня.
Механизм, работает с частотой, которую часовщики начали активно осваивать только в XX веке — баланс хронографа Louis Moinet бьется с невероятной для XIX столетия частотой 216 000 полуколебаний в час! Как таковое, балансовое колесо в нем не используется, а вместо него — два платиновых грузика.
Кроме того, калибр оснащен устройством постоянной силы: микроскопическая цепь, обматывающаяся вокруг барабана в форме усеченного конуса (фузеи), по идее, должна обеспечивать большую точность хода.
Заводной барабан всего один. Запас хода, который можно в нем накопить, превышает 30 часов (с тыльной стороны хронографа сделан соответствующий индикатор). Платина и мосты покрыты золотом. Диаметр серебряного корпуса составляет 57,7 мм.
В этом видео кратко и наглядно изложена история хронографа.
История с хронографом Louis Moinet настолько удивительна, что у сотрудников редакции журнала Chronoscope возникло ощущение, будто они участвуют в глобальной мистификации. Мы даже поинтересовались у своих заграничных друзей насчет того не отмечают ли в Швейцарии 1 апреля десятью днями раньше. Нет! За техническими разъяснениями пришлось обратиться к часовщику Валентину Ерофееву. Он ответил на один только вопрос: «Могли такие часы появиться на свет в начале XIX века или нет?»
«Технически такой механизм можно было сделать. В начале XIX века создавались и более сложные часы. Механизм и саму идею я не могу назвать выдающимися. Мастер поигрался с частотой колебаний, попробовал для этого облегчить баланс и использовал более упругую спираль. С точки зрения точности инструмент, скорее всего, провальный. В нем используется цилиндровый спуск, а самые лучшие образцы таких спусков давали точность в пределах 2 минут в сутки. У Бреге была 1 минута в сутки благодаря термокомпенсации. Дело в том, что цилиндровый спуск, в отличие от современного анкерного (и многих других) — несвободный. Это спуск постоянного трения. Учитывая, что баланс совершает 60 полуколебаний в секунду (против 5 у современников), то трения в минуту в таком спуске на порядок больше. Следовательно, точность в продолжительном отрезке времени существенно ниже. Думаю, этот показатель хуже 10 минут в сутки. Что касается внешней стороны вопроса, то судя по отделке и по покрытиям, по манере изготовления винтов (с технологической точки зрения) – это часы начала XIX века. Смущает только огромная надпись на циферблате — так раньше не делали и ученик Бреге вряд ли стал бы украшать такой надписью свою работу».
Текст: Chronoscope.ru
www.louismoinet.com
|