Иван Арпа, ArtyA
«Эй, Хроноскоп, глядите, что я сделал! Я вам покажу часы для байкеров. Хороши да? Посмотрите на звенья браслета в виде черепов! К часам можно купить еще и кольцо. Все это серебряное». Так началась встреча с Иваном Арпой, которого мы навестили во время выставки Moscow Watch Expo 2012. Панибратская болтовня с владельцем и создателем часовой марки ArtyA вылилась в самое живое и веселое интервью из тех, что делал журнал Chronoscope за последние несколько лет. В конце — трек с демоническим смехом Арпы. Он улучшает настроение.
Иван, а ты сам-то гоняешь на байке?
Да, еще как!
Что за байк, Harley Davidson наверно?
Harley Davidson – не мое. В Швейцарии, в Европе сейчас все покупают «харлеи». Сумасшествие какое-то! Банкиры, адвокаты – вся их тусовка на «харлеях». Но это не тот дух. Дух байкера – быть против банкиров и законников. Поэтому я купил себе Triumph Rocket III. Вот это байк! С 2,5-литровым двигателем!
У нас в России тоже делают отличные байки. Марка называется «Урал». Они напоминают трофейные мотоциклы времен Второй мировой войны. Знаешь их?
Я знаю! Отлично знаю, мне нравятся модели с колясками. Напоминают старые немецкие мотоциклы.
А твои часы напоминают склад боеприпасов. Скажи, если я куплю Son of the Gun с патронами на циферблате, как мне летать в самолете? Меня же в терроризме сразу обвинят.
Никаких проблем, я прилетел с ними в Россию и ничего не случилось. На каждые такие часы покупателю выдается сертификат. В нем написано, что патроны в Son of the Gun абсолютно безвредны. Там нет никакого пороха. Но, я расскажу историю на эту тему. Я сделал ручку. У меня их много, разные сумасшедшие ручки, но эта… В общем, она сделана из большого увесистого патрона. С таким патроном я однажды оказался в Катаре и арабы упекли меня за решетку. Я забыл ручку в сумке, а они решили, что поймали террориста.
За кровь на циферблате ArtyA Halloween тоже можно попасть в руки копам. Кровь настоящая?
Конечно!
Человеческая?
Безусловно (смеется)! Это часы для Хэллоуина: стрелки в виде ножей, на циферблате настоящая кровь, две половинки серебряной пули, отлитой во время полнолуния. Все гравировки выполнены Кизом Энгельбартcом, он мой большой друг, он тоже работал над ними в полнолуние. Часы натерты чесноком. Можно сказать, что перед вами современное средство против вампиров. Против тех, кто пьет наши соки сегодня – против всех этих банкиров, адвокатов и прочих кровососов.
А покупатели как реагируют на кровь и пули?
Хорошо реагируют. Мой дистрибьютор в России говорит, что Son of the Gun покупают лучше всего. Часы стоят 12,900 швейцарских франков, но пользуются большой популярностью.
Банкирам и адвокатам цена должна понравиться. А к марке ArtyA уже приценивались какие-то финансовые воротилы?
Я абсолютно независимый, на все 100 процентов. Никаких банкиров. В наше время, если ты зависим от чужих денег, то у тебя не может быть свободы духа.
Но, при этом, ArtyA не делает своих собственных механизмов.
Не делает.
Какой калибр в часах с вечным календарем?
Это Martin Braun, полностью переработанный механизм. Но взгляни еще на стрелки. В каждой установлена крошечная спиралька. Никто такого не делает. Все в часовой индустрии высказывают мне респекты за эти стрелки, потому что они выглядят просто, но на самом деле за ними кроется ужасно напряженная работа.
Что еще делает твоя фабрика и где она находится?
О, вам нужно обязательно ее посетить, неплохое местечко недалеко от Женевы. Мы делаем корпуса для многих брендов уровня hi-end. Часовой мир – это полное сумасшествие. Я разрабатываю дизайн корпусов для очень-очень-очень больших марок, но у меня контракт и я не могу об этом никак распространяться, потому что они предпочитают говорить, что корпуса своих часов они делают сами. Некоторые из моих работ будут на предстоящей выставке SIHH. Но если вы приедете на фабрику, вы сможете лицезреть их собственными глазами и будете точно знать, какие марки попали в число моих клиентов. Приезжайте!
Спасибо, обязательно! А как конкретно ты делаешь свои корпуса, изуродованные разрядами тока?
У меня есть человек, он надевает кольчугу Фарадея, специальные ботинки, берет в руку корпус и в металлическую болванку начинает лупить молния. Она прожигает корпус, оставляет на нем настоящие рваные раны. А человек просто стоит, держит корпус в руке и с ним ничего не происходит.
У него есть страховка?
Нет-нет, если это все оформлять официально, меня посадят в тюрьму.
Золотых корпусов, сделанных таким образом я не видел.
С золотом такие фокусы не проходят. Эффекта не удается достичь, оно просто плавится.
Скажи еще, зачем ты засунул турбийон в томограф?
Понимаешь, всегда надо стараться смотреть на вещи под другим углом. Если все будут воспринимать мир одинаково, это будет бррр, скукота. Все делают одинаковые фотографии часов, смотреть противно. Я захотел заглянуть в душу своих часов. Как-то раз я сказал себе: «Может быть у моих часов есть душа? Надо проверить!». В общем, я позвонил своему другу, у него свой медицинский институт в Женеве. Очень большой. Он взял трубку и я сказал ему: «Останавливай все, я пришел. Рак-мрак, меня не волнует, теперь будем смотреть мои часы, мой турбийон». Мы положили их в томограф, сфотографировали. Ну и часы сломались.
Конечно, там же магнитное поле.
Да, оно. Турбийон вышел из строя и его уже никак не вернуть к жизни, но фотки отличные. Это были первые в мире фотографии турбийона, сделанные в томографе. Абсолютно другие фотографии. И я добился цели – ведь главная моя задача показать людям часовое дело с неожиданной стороны. Часы сейчас – это цифры на телефоне, чтобы узнавать время не нужно покупать точнейший наручный хронометр. Я могу узнать из телефона все: погоду, цены на акции, время в любой точке земного шара. Поэтому часы должны не только сообщать который час, но давать человеку новые ощущения. То же и с фотографиями часов.
А скучаешь ли ты по Romain Jerome?
Нет, но это был отличный жизненный этап. Моей задачей было сделать из ничего узнаваемый мощный бренд. К слову, в то время я был учителем математики. Люди думали, что я сошел с ума, раз начал заниматься часами. Тем более, такой дохлятиной как Romain Jerome. Бренд реально был мертв. Эти ребята делали часы, которые и выглядели глупо, и работали отвратительно. И я сказал себе: «Так, у меня совершенно нет времени, я должен создать марку, прописать ее легенду, поднять производство на ноги и сделать это максимально быстро». Я просмотрел 700 часовых брендов и они все как заведенные рассказывали о своей невероятной истории. У меня ничего такого в распоряжении не было, поэтому через призму часов я решил рассказать об истории человечества. Никто еще такого не делал в часовой индустрии, я словно помещал кусочек истории в часы. И был большим провокатором — это мой стиль. Кроме того, если ты делаешь провокации, то и журналисты начинают говорить о тебе. Ну что, потом наступил успех.
У вас сохранилась связь друг с другом?
Я все еще совладелец этой компании.
Какова твоя доля?
Недостаточная!
Это значит, что их последние работы тебе не особо нравятся?
Нет, когда я работал там, мы придерживались правил. Первое – быть часами класса hi-end. И в плане материалов, и в плане механизмов. Второе — быть недосягаемыми, делать невозможное. В одной модели у нас кусочек Луны, в другой металл «Титаника». Такого не делала ни одна компания. Сейчас же Romain Jerome используют для часов все, что попало. Как Bell&Ross года три назад. Поэтому мне нравятся мои нынешние работы, мои байкерские часы.
PS На вопрос знает ли Иван русских часовых мастеров, он ответил, что знаком с Сергеем Волковым. «Мастер из Углича, делает отличные циферблаты, да и вообще классный парень!» — сказал Арпа. После этого, при посредничестве корреспондентов журнала Chronoscope состоялось знакомство Ивана Арпы и Жака «Ракетоносца» Полье, которого мы обнаружили на выставке. Не можем не поделиться редким кадром, идеологи ArtyA и «Ракеты» вместе:
В терапевтических целях рекомендуем прослушивать трек со смехом Ивана Арпы.
Listen or download Ivan Arpa Rules of Life for free on Prostopleer
Текст и фото: Chronoscope.ru
www.artya.luxuryartpieces.com
|