Как создаются G-Shock
По приглашению компании Casio мы побывали в Японии и увидели как появляются на свет часы G-Shock. Марка показала департамент разработки, в стенах которого проектируются все новые модели, отдел их тестирования, а также завод в Ямагате, ответственный за выпуск часов бурно развивающегося премиального сегмента. Поездка оказалась более чем насыщенной и оставила после себя массу впечатлений, которыми мы охотно делимся с вами в этом обзоре.
Часы для Casio — ключевое направление бизнеса, из 338 миллионов йен, заработанных компанией в 2015 году, 176 принесли именно они. На создание собственных часов она решилась в 1970-х годах, после того как ее руководство осознало, что огромный опыт, накопленный в производстве калькуляторов, позволяет двигаться дальше. Иными словами, научившись делать экраны и микросхемы, грех было не заняться часами.
Вот почему в холле департамента разработки посетителей встречают не часы, а другая гордость Casio — первый в мире полностью электрический калькулятор 14-A. В 1957 году эта громоздкая металлическая машина, в которую марка вложила деньги заработанные на продажах курительных трубок, стала одной из вершин высоких технологий и именно с нее началась история Casio Computer Co.
Кроме 14-A обратили на себя внимание повсеместно висящие на стенах портреты семьи Касио. Рядом с ними непременно соседствует каллиграфический девиз компании, перевести который можно словами «созидание и сотрудничество».
Впрочем, у часового направления есть свой неофициальный девиз и принцип: fun to use. В таком подходе кроется ключевое отличие Casio от большинства швейцарских часовых марок, которым свойственно преувеличивать серьезность своего занятия. Здесь не делают шедевры, здесь делают часы, расходящиеся по миру миллионными тиражами.
От швейцарцев Casio отличается еще и тем, что для марки главное эволюция, а не традиция. Поэтому, например, когда в 2004 году она решила в рамках коллекции G-Shock выпускать аналоговые часы, то ее инженеры не стали изобретать велосипед, а использовали в их разработке все самые передовые технологии, к которым у них был доступ: современную систему питания от солнечной энергии, умную систему привода стрелок, а также уникальный функционал, которого ни в одних кварцевых часах со стрелками не было (от барометра с термометром, до модуля связи со спутником). Десятилетия назад марка действовала так же — ее первые электронные часы Casiotron, появившиеся в 1974 году, были первыми в мире электронными часами с календарем, а выпущенные позже G-Shock, несмотря на функциональную простоту, стали новым словом в индустрии благодаря своим экстремальным противоударным свойствам.
Поскольку часы Casio — это, прежде всего, G-Shock, марка всегда подробно рассказывает об истории их возникновения. Линейка появилась на свет в 1983 году и за время ее существования, компания продала более 80 миллионов этих часов. Создателем столь успешного проекта был инженер Кикуо Ибэ. В середине 1980-х он работал обычным молодым специалистом, а сейчас, благодаря G-Shock, стал часовой рок-звездой вроде Жана-Клода Бивера. При этом, господин Ибэ по-прежнему трудится в департаменте разработки и руководит такими же молодыми инженерами, каким когда-то был он сам.
Идея создания G-Shock возникла у Кикуо Ибэ в результате досадного происшествия — к своему ужасному огорчению, он разбил часы, подаренные ему отцом. Эту историю он даже рассказал в официальном предложении, сделанном для Casio, обозначив целью своего труда разработку часов, которые бы не разбивались от падения. Все ранние прототипы он тестировал одним проверенным способом — бросал их с 10-метровой высоты из окна туалета, избранного им в качестве тестовой площадки. Каждый прототип разбивался. Выдержали испытание только часы, помещенные в мягкий шар, абсорбирующий удар.
Носить огромный шар на руке было глупо и Ибэ думал даже увольняться из Casio из-за преследовавших его неудач. Но перед наступлением дедлайна по проекту, инженера озарила идея — он понял, что механизм и экран выживут, если их «подвесить» внутри ударопрочного корпуса так, чтобы они смогли колебаться в его пределах и, тем самым, гасить ударную силу. Так на свет появилась пятиуровневая ударопоглощающая структура, которая легла в основу всех современных G-Shock.
Первый рабочий прототип G-shock был металлическим, просто потому что по-другому часы в то время не делали, но в продажу они вышли в более устойчивом к ударам пластиковом корпусе.
В первые годы после своего появления G-Shock не были популярны. Марка, в принципе, и не рассчитывала на это, полагая целевой аудиторией полицейских и строителей. Модным продуктом G-Shock сделались попав в США, где их стали носить поклонники экстремальных видов спорта. Когда японская молодежь узнала об этом, она тоже обратила на них внимание, после чего G-Shock из неброских удароустойчивых часов эволюционировали в модный аксессуар, начав завоевание всего остального мира.
В Casio всегда подчеркивают, что выпуская каждые новые G-Shock, они не изменяют основному принципу, сформулированному Кикуо Ибэ — часы должны быть невосприимчивы к самым серьезным шоковым воздействиям. Поэтому все новые модели перед запуском в производство проходят через особый отдел департамента разработок, который тестирует их на прочность.
Испытаний много. Есть, например, подводный тест кнопок. Раньше он проводился вручную, что делало процесс чрезвычайно долгим, теперь кнопки нажимает робот. Есть в отделе катапульта, выстреливающая часами в бетонную плиту. Есть молот, с размаху ударяющий по часам. Модели авиационной серии тестируются на центрифуге, где они испытывают перегрузки эквивалентные 12G (тренированные летчики теряют сознание при перегрузках 6G).
В отделе испытаний стоят также холодильник, симулирующий суровые отрицательные температуры. Есть микроволновка, с помощью которой кварцевые механизмы проверяются на устойчивость к облучению, с которым, например, сталкивается персонал, обслуживающий медицинское оборудование. Естественно, часы помещаются не внутрь микроволновки, а располагаются в непосредственной близости от нее.
Основу противоударной защиты G-Shock, составляет так называемый α-гель. Для наглядного объяснения его свойств компания позволяет каждому своему гостю провести эксперимент — бросить на гелевую подушку сырое яйцо. Упав с высоты оно остается целым. Этот гель — не уникальная разработка Casio, он используется во многих отраслях, спектр которых простирается от производства кроссовок, до строительства, но марка первой начала использовать его для создания часов.
Глядя на то, как G-Shock проходят подобные испытания, невольно хочешь увидеть как они производятся. С этой целью японцы устроили экскурсию в город Ямагата, где у Casio расположена одна из главных производственных площадок. Причем делают здесь не только часы, но еще фотокамеры, проекторы, электронные терминалы, подводные рации, любые пластиковые детали. Более того, инженеры здесь еще и сами разрабатывают и производят роботов, которые потом трудятся в сборочных цехах.
Завод в Ямагате — это то место, где на свет появляются модели премиального уровня. Здесь, на особой линии, появившейся в 2013 году, работают лучшие из лучших: на заводе действует строгая сертификация рабочих и заниматься сборкой дорогих часов позволяют только тем, кто подтвердил свой навык. Сертификаты сотрудников висят при входе в цех — все это золотые и платиновые медалисты.
Но человеческий труд составляет лишь относительно небольшую долю в производственном процессе — цех здесь представляет из себя длинную цепочку роботов, самостоятельно и последовательно выполняющих основной массив задач.
Люди только следят за корректной работой машин, осуществляют установку колес в механизмы, калибруют положение стрелок, осуществляют финишную сборку и контроль качества. Причем, во многих моментах проверки японцы больше доверяют роботам, которые с помощью сенсоров могут отбраковывать детали с микронными изъянами, незаметными человеческому глазу.
Механизмы Сasio непохожи на то, что мы привыкли видеть в швейцарских часах. В них минимальное количество металла. Платины у них пластиковые, так что в отделке они, естественно, не нуждаются и сразу после появления на свет, отправляются на конвейер, где все их технологические отверстия в автоматическом режиме заполняются необходимой начинкой.
В музее компании висят поэлементные раскладки некоторых моделей, благодаря которым начинку G-Shock (вместе с оболочкой) можно рассмотреть в самом высоком разрешении.
Эта микроскопическая деталь делается полностью машинным способом. Брак тоже выявляется автоматически, поскольку человек подобные задачи не способен решать в нужные сроки и со 100-процентной гарантией качества.
Корпуса и ремешки G-Shock штампуются. На заводе в Ямагате есть целый цех, в котором создаются пресс-формы для них. Одна форма используется около 50 тысяч раз.
Для создания классических G-Shock, к примеру, нужно выштамповать два корпуса — внутренний и внешний. Двойная структура служит для поглощения ударов.
Ремни некоторых моделей изготавливаются с использованием углепластиковой основы, которая повышает их прочность.
Формы для корпусов и ремешков вырезаются в металле цифровыми станками, а затем их вручную доводит до совершенства человек.
При таком уровне автоматизации премиальные часы все равно собираются не быстро. Модели из серии Oceanus (к сожалению, они пока не поставляются в Россию), производство которых нам удалось увидеть, превращаются в готовый продукт за 10 дней.
В качестве итога заметим, что компания Casio в швейцарской системе координат соответствует высокому званию мануфактуры — она производит все самостоятельно, включая даже средства производства. Однако, в отличие от большинства швейцарских мануфактур, она не занимается поставками компонентов для других компаний. Даже сам вопрос об этом удивил японцев, хотя сотрудничество с нечасовыми марками у компании есть. Еще один интересный момент, отличающий их от коллег из Швейцарии связан с маркировкой Made in Japan: поборникам Swiss Made хотим сообщить, что у в Японии не существует иезуитских правил насчёт того, что может считаться японским продуктом, а что не может. Они честно ставят значки Made in Japan, Made in Thailand или Made in China, если часы собраны на предприятиях марки, расположенных в Японии, Таиланде или Китае. Дело в том, что автоматизированное производство в любой точке планеты выдает примерно один уровень качества. Так что любые Casio соответствуюn стандартам компании, с которыми мы познакомили вас выше.
Текст: Chronoscope.ru
www.g-shock.eu
|