Базельское послевкусие
Самый мудрый часовой блогер российского интернета, известный по нику «Швейцарский часовой», дерзнул поддеть всю швейцарскую часовую промышленность своей аналитикой. Это мнение человека, который самым тесным образом связан с часами и узнать, что он думает о происходящем в отрасли никому не будет лишним. Посему мы публикуем у себя его пост, полностью сохранив орфографию и пунктуацию, а также добавив несколько тематических иллюстраций.
«Помнится, лет шесть-семь назад, каждое посещение Базельуорлда – шок и трепет. Целые водопады новинок, одна интереснее другой – большие бренды, независимые часовщики соревновались в дерзости и творческой отвязности. Потом кризис 2008 года, всех прихлопнуло. Нам сказали, больших премьер не будет года два-три, столько надо на разработку новой модели. Нам сказали, потерпите, скоро опять начнется. Мы терпели. На дворе 2013 год. Где? Где водопад новинок? Где снос башки? Пять-шесть мало-мальски интересных концептов на всю выставку, это что, шок и трепет? Swatch Group много лет подряд публикует отчеты о рекордных прибылях и объемах продаж. Ок, молодцы, а где сногсшибательные разработки от их брендов? Поставили солнечную батарею на T-touch, не прошло и десяти лет после японцев. Сделали сотый по счету фейслифтинг «омеги», «радо» и прочих. И все. Или вот еще новость. Новоселье в первом павильоне. Gucci отгрохала себе стенд размером с районный дворец культуры. А что внутри? Практически ничего. В плане часовой мысли, пусто. Независимые часовщики – наша любовь и надежда, они что? Да тоже почти ничего. Обсасывают позапрошлогодние концепты. Один переключился на ножи и ручки, другой на музыкальные автоматы. Почему так происходит? Или еще вопрос, вот эти сотни фирм и фирмочек, зачем они из года в год выставляют мириады убогих часов, всегда одних и тех же. Только чтоб у посетителей скорее разболелась голова? Или есть все-таки причина. Кажется, я нашел ответ.
Китайцы! Все из-за них. У них в Китае наступило интересное время. Люди, которые двадцать лет самозабвенно и самоотверженно шили пуховики и прочую хрень, начали потреблять. Компартия следит на справедливым распределением доходов. Понадобилось всего двадцать лет, чтобы у стахановцев швейной машины и штамповочного пресса завелась в кармане пара сотен долларов, которую можно потратить не на рис. Плюс коррумпированные чиновники, которые, прежде чем их расстреляют, тоже успевают что-то потратить. А главное, что этих стахановцев и чиновников – миллиард душ! Это рынок космического масштаба. Они уже обогнали американцев по потреблению компьютеров. Про часы и речи нет. Ближайшее время вся часовая индустрия будет работать только на насыщение китайского рынка. Тут уж не до изысков. Китайским стахановцам изыски не интересны. Им интересен статус, то есть бренд. Можно легко себе представить идеальный конфуцианский Базельуорлд, где нет ничего лишнего, только роскошное убранство и названия брендов. Часы – это лишнее. Ну и потом, китайский потребитель имеет ту особенность, что ему не интересно покупать китайские подделки. Ему, наверное, приятно сознавать, что над этой бранзулеткой поработал руками бледнолицый варвар, как он сам корпит над копиями бранзулеток.
История завернулась интересной спиралью. Пятьсот лет назад европейцы втюхивали дикарям, то есть «не-европейцам», яркие бусы в обмен на рабов и другие полезные вещи. Спустя пятьсот лет «дикари» сами производят, сами потребляют, а из всего, что могут предложить европейцы, интересны лишь яркие бусы. Ну, или часы. Европа – это уже не мастерская и не рынок, Европа — это Базельуорлд, гламурный тематический парк, куда можно закатиться раз в год, чисто для развлечения».
Текст: «Швейцарский часовой»
www.from-zurich-with-watches.ch
|