Cоветы инвесторам
Часы могут быть хорошей инвестицией. А могут и не быть. Это неоднозначное утверждение мы попытались конкретизировать в 10 тезисах, раскрывающих тему инвестиционной привлекательности механических хронометров
Прибыльным вложением может оказаться пара тысяч рублей, отданная на барахолке за видавшие виды часы какой-нибудь известной марки. Например, Longines или Zenith. Опасайтесь только сборных солянок из корпусов и механизмов разных производителей. Еще важно не потратить на восстановление таких часов сумму, превышающую их рыночную стоимость. Ну а вероятность прикупить задешево винтажные Panerai, Rolex, Patek Philippe или Vacheron Constantin с ростом шумихи вокруг часовых аукционов сократилась до минимума.
Поройтесь у дедушки в шкафу, возможно, когда над Берлином водружалось советское знамя, он наткнулся в каком-нибудь разрушенном немецком доме на золотой Patek Philippe. Вполне возможно также, что когда он с излишним усердием заколачивал последний гвоздь в свою будущую дачу, эти часы сломались и он закинул их в самый дальний ее угол. Практика показывает, что такие дальние углы хранят ценности лучше банковской ячейки.
Если вы нашли-таки этот «патек», то поздравляем! Определиться с его ценой поможет мониторинг аукционов Antiquorum, Christie’s и Sotheby’s. Там, среди фаворитов неизменно оказываются лоты со следующими надписями на циферблатах: Breguet, Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, Cartier, Audemars Piguet, IWC, Girard Perregaux. Но Patek Philippe и Rolex долгое время пребывают в звании бесспорных лидеров. Чтобы не быть голословными, напомним, что в топ 2010 года попали часы Patek Philippe ref. №1527, выпущенные в 1943 году. Покупатель отдал за них $5,7 млн.
Patek Philippe ref. №1527
Современные хронометры тоже инвестиция. Только долгосрочная, тут опять понадобится дальний угол или банковская ячейка. Ну и терпение. А опасность не угадать с часами меньше всего тогда, когда деньги вкладываются в лимитированные серии. Разумеется, они должны быть ограничены не 5 тысячами экземплярами. И, кроме того, таким часам лучше быть драгоценным произведением искусства. Вот хороший пример – Métiers d’Art Les Masques. Компания Vacheron Constantin украсила циферблаты этой коллекции миниатюрными копиями сакральных масок со всего света: Индонезии, Аляски, Китая, Конго, Мексики, Японии, Габона, Папуа Новая Гвинеи. На протяжении нескольких лет мануфактура выпускала сеты с 4 разными масками. Цена одного сета из четырех моделей — 444 000 франков.
Vacheron Constantin Métiers d’Art Les Masques
Есть еще более высокий уровень уникальности – часы, выпущенные в единственном экземпляре. Среди них можно упомянуть Patek Philippe Sky Moon Tourbillon ($1,3 миллиона), Hublot Black Caviar Bang ($1 миллион), Louis Moinet Magistralis ($860 тысяч), Blancpain 1735 Grande Complication ($800 тысяч), Audemars Piguet Jules Audemars Grande Complication ($780 тысяч). Чтобы купить такие хронометры на барахолке, нужно будет инспирировать еще одну Великую Октябрьскую революцию.
Patek Philippe Sky Moon Tourbillon
Hublot Black Caviar Bang
Louis Moinet Magistralis
Blancpain 1735 Grande Complication
Audemars Piguet Jules Audemars Grande Complication
Коллекционный статус хронометр может приобрести благодаря уникальным механическим узлам, которые в нем используются, а также их уникальным сочетаниям. A. Lange & Söhne Tourbograph Pour Le Merite – лучший пример таких часов. Хронограф, турбийон и патентованная фузея с цепной трансмиссией, обеспечивающей равномерный ход в момент полного завода или на этапе, когда энергия уже почти исчерпана. Механизм «турбографа» одним своим видом способен свести с ума любого увлекающегося часами человека. В будущем за эту красоту можно будет получить еще больше купюр.
A. Lange & Söhne Tourbograph Pour Le Merite
Совсем немного компаний сами производят абсолютно все компоненты своих часов. Пожалуй, только Swatch Group можно отнести к числу таких монстров. Но брендов, чья механическая начинка и декоративное оформление соответствуют самым высоким требованиям к качеству и художественному оформлению, несколько больше. На сайте Фонда Высокого часового искусства все эти компании перечислены в числе партнерских брендов. Пусть этот список будет вам в помощь. Если выберете Parmigiani или Girard-Perregaux, точно не ошибетесь.
Parmigiani Fleurier
Girard Perregaux
Когда скачут валютные котировки, рушатся фондовые рынки и банкротятся крупнейшие финансовые корпорации, спокойными остаются только консервативные инвесторы, предпочитающие сделкам с деривативам, покупку золота и бриллиантов. Часы тоже могут сгодиться для этой роли. Vacheron Constantin с их пятимиллионнодолларовой Kallista или Chopard 201 Сarat, ценой 25 миллионов долларов. На создание последней модели было потрачено 874 бриллианта. Чуть менее поразительные рекорды то и дело устанавливают компании Boucheron, Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget, Glashutte, Breguet, Harry Winston, De Grisogono, Hublot, Jaeger Le-Coultre.
Vacheron Constantin Kallista
Chopard 201 Сarat
Еще одно направление вложения средств – часовые авангардисты. Выразителями этого течения в швейцарской часовой культуре, прежде всего, нужно назвать компании MB&F, Urwerk, Greubel Forsey, Maîtres du Temps, MCT, Ladoire. Собственное мнение об этой команде сумасшедших и перспективах каждого из них в отдельности можно составить по аукционам и по выставке Geneva Time Exhibition.
MB&F, Urwerk, Greubel Forsey, Maîtres du Temps, MCT, Ladoire
Последний совет – нынешний ажиотаж вокруг дорогих хронометров сродни ажиотажу вокруг переоцененной корпорации, набравшей кредитов больше, чем она может переварить. Эта шумиха подогревается в том числе и часовыми компаниями, которые выкупают редкие лоты то ли для своих музеев, то ли желая получить дивиденды от дополнительной рекламы. Так, что покупайте часы для себя и храните их как зеницу ока, ухаживайте, любите. А ваши внуки, за это вас отблагодарят, особенно если выменяют олдскульный Urwerk на пятикомнатную квартиру в Сивцевом Вражке.
|