Немецкий музей часов в Гласхютте
Журнал Chronoscope предлагает вам прогуляться по Немецкому музею часов (Deutsches Uhrenmuseum), расположенному в Гласхютте. Этот небольшой саксонский городок называют столицей часового искусства Германии. Именно в Гласхютте появились на свет такие часовые марки как Glashütte Original, A. Lange & Söhne, Bruno Söhnle, Muhle-Glashutte, Nomos, Union Glashütte. Собственно говоря одна из них, а именно Glashütte Original, пригласила нашего корреспондента к себе в гости.
Журналистам, приехавшим из России, помогала разбираться с историей саксонских часовщиков сотрудрница музея Ульрике Кранц
На ее запястье — женские часы Glashütte Original
А вот так выглядят другие настоящие «саксонцы», сделанные мастерами Glashütte Original
Но вернемся к музею. Он былоснован фондом German Watch Museum Glashütte – Nicolas G. Hayek, созданным совместными усилиями администрации города и мануфактуры Glashütte Original. Посетить выставку будет интересно всем — независимо от уровня познаний в часовых вопросах. Музей находится в здании бывшей школы часовщиков. На входе нас встречают скульптуры двух пухлых младенцев. Слева — умный, в очках, читает книгу, рядом сова (аллегория мудрости).
А справа — работящий младенец, собирает механизм, рядом — пчелиный улей (аллегория трудолюбия).
Над входом — барельеф парусника
А на крыше, разумеется, часы
В вестибюле музея — громадные напольные астрономические часы работы Германа Гертца
Часы состоят из 1756 деталей, включая 122 колеса, 54 рычага и пружин, 411 винтов и 17 стрелок. Карта звездного неба, вечный календарь и указатель фаз Луны прилагаются
Герман Гертц был самоучкой и много лет собирал сложные часы в Бердянске. Когда он, будучи уже в возрасте, переехал в Гласхютте, то стал самым пожилым студентом часовой школы за всю ее 100-летнюю историю. Позднее талантливый ученик начал здесь же преподавать.
Еще в вестибюле стоит аппарат, знакомый нам всем по школьным урокам физики и астрономии. Вращение ручки снизу заставляет двигаться модель Земли и Луны, демонстрируя смену дня и ночи, а также времен года.
Только в наших школах условным Солнцем была электрическая лампочка, а не свеча
Астрономический инструмент для определения координат звезд и планет
Рядом мемориальная доска в честь Морица Гроссманна — основателя часовой школы в Гласхютте, а также человека стоявшего у истоков часовой промышленности в этом регионе наряду с Фердинандом Адольфом Ланге, Юлиусом Ассманном и Адольфом Шнайдером.
Но начнем сначала.
Впервые в документах поселение в этой местности упоминается еще в 1445 году, а в 1506 во времена герцога Георга Бородатого оно получило статус города.
Изначально это было поселение рудокопов и долгое время здесь добывали серебро и железо. Но когда рудники истощились, деревня пришла в упадок. Ее население начало заниматься плетением корзин и другими простыми ремеслами, дохода от которых едва хватало к существованию.
Как раз в это критическое время в Гласхютте приехал часовщик Саксонского двора Фердинанд Адольф Ланге и открыл первую мастерскую.
Позднее к Ланге присоединились единомышленники — Юлиус Ассманн, Адольф Шнайдер и Мориц Гроссманн. Как мы уже упоминали, последний возглавил часовую школу, в которой 7 декабря 1845 года начали обучаться первые 15 учеников. Вот эти карманные часы создал Юлиус Ассманн в 1859 году
А вот работа Морица Гроссманна, эти карманные часы он создал для своей жены в 1880 году.
Адольф Шнайдер, 1870 год
Вскоре городок уже состоял из множества узкоспециализированных мастерских, в каждой из которых производились определенные работы или детали.
Сохранившиеся образцы тех лет
Модель анкерного спускового механизма (pin-pallet escapement model), Lange & Sohne, 1915 год.
Настенные часы 1860 года, Кристиан Фридрих Тиде (Christian Friedrich Tiede)
А эти часы (тоже работы Тиде) когда-то украшали офис Ассманна
В следующем зале наглядно показано разделение труда в Гласхютте, это был город домашних мастерских, в каждой из которых занимались одним узкоспециализированным делом. Отодвигаем вставку с исторической фотографией здания и видим внутри стенда, что в нем производилось. Например, здесь бывший ученик Ланге — мастер Карл Коль (Karl Kohl) делал колеса баланса
А здесь занимались часовыми камнями
В доме напротив — корпуса часов (Bow milling tool)
Инструменты мастера гравировки Густава Гесснера (Gustav Gessner)
Настенные часы, 1865
Настенные часы, 1879
Судя по историческим фотографиям (справа) здание часовой школы, где сейчас находится этот музей, сохранило свой первоначальный вид.
Рабочий стол и инструменты часового инженера
Исторические чертежи как образец немецкой четкости и аккуратности
Этот любопытный экспонат — арифмометр. Артур Буркхардт (Arthur Burkhardt) из Гласхютте первым запустил серийное производство арифмометров в Германии в 1878 году. А конкретно этот «аналоговый калькулятор» был подарен профессору Людвигу Страссеру (Ludwig Strasser) по случаю его 25-летнего пребывания на посту директора часовой школы.
Следующий после исторического — зал золотой эры часового искусства в Гласхютте (1878 — 1914 гг). В нем собраны свидетели того времени — золотые карманные часы, пузатые, с обильными гравировками. К этому времени о Гласхютте уже знают по всему миру. Такие золотые часы пользовались большим спросом у американских покупателей (1878 год).
Часы с минутным репетиром работы Морица Гроссманна, 1883 год
Оба «экспоната» создал Мориц Гроссманн. Справа — часы с цепной фузейной передачей.
Они же — подробнее
Карманные часы A. Lange & Söhne (1883 и 1885)
Еще одни часы A. Lange & Söhne
Карманные часы работы Юлиуса Ассманна в оригинальной коробке, 1893 год. Обратите внимание на замысловатые стрелки.
Напольные часы A. Lange & Söhne с открытым балансовым колесом и секундой стрелкой на отдельном циферблате
Настольные и карманные часы Union работы основателя этой мануфактуры — Юлиуса Бергтера (Julius Bergter)
Настенные часы Strasser & Rohde — центральная стрелка показывает минуты, а часы и секунды — на отдельных циферблатах
Далеко не все экспонаты в музее — это часы или их детали. Вот, например, дорожная сумка Людвига Штрассера (Ludwig Strasser), который вместе с часовщиком Густавом Роде основал компанию Strasser & Rohde. А с 1885 года он же возглавлял немецкую школу часовщиков Гласхютте. Людвиг Штрассер внес большой вклад в развитие часового дела, не только как часовщик, но и преподаватель, математик, теоретик. Он изобрел свой тип спуска (ход Штрассера), представляющий собой особую конструкцию подвеса маятника и температурной компенсации.
Золотые карманные часы Richard Glaeser & Sohn, 1910 год
Доска медалей и наград Юлиуса Ассманна
Золотые карманные часы A. Lange & Söhne
В следующем зале в полумраке хранятся настоящие сокровища — карманные часы с усложнениями: турбийоны, лунные и вечные календари и тд. Этот таинственный полумрак создает особую атмосферу, но практически исключает возможность сфотографировать экспонаты. Поэтому в зале удалось сделать всего пару хороших снимков.
«Тучные» годы закончились в начале XX века — в период Первой Мировой Войны часовая отрасль оказалась в кризисе. Спрос на сложные часы падал и часовщики пытались восполнить его производством более дешевых моделей (в том числе наручных). Но все равно многие компании обанкротились. Другие перешли на производство часов и приборов для нужд армии. С «гражданских» карманных и настенных часов внимание часовщиков было переключено на морские хронометры для навигации и запуска торпед, а также другие точные приборы.
Карманные серебряные часы для офицеров и морские хронометры для навигации и запуска торпед
Морской хронометр A. Lange & Söhne
Хронометр Kurt Herkner
Морской хронометр с фузеей, Friedrich Vetterlein, 1917
Еще один морской хронометр с фузеей, Paul Stubner, 1930
Хронометр для торпедной лодки A. Lange & Söhne, 1917
В 1920-30-ее годы кризис был настолько масштабный, что в Гласхютте стали печатать свои собственные деньги
В 1930-е на волне бурного роста автомобилестроения в Гласхютте производят спидометры и часы для автомобилей. (R. Muhle & Son, 1932-35)
Мировое время — 4 часовых зоны, Paul Stubner, 1927
Во время Второй мировой войны в Гласхютте растет производство для нужд авиации: хронографы для летчиков и часовые устройства для бомб
Оригинальные часы для немецких пилотов UROFA с 30-минутным хронографом. Интересный факт: в 1927 году UROFA (Uhren-Rohwerke-Fabrik Glashütte AG) и UFAG (Uhrenfabrik Glashütte AG) объединились, чобы создать славную марку Tutima
Такой большой диаметр часов связан с тем, что летчики надевали часы на рукав куртки или даже на ногу.
Часы A. Lange & Söhne со специальным циферблатом по заказу SS, 1943 год. Кстати, один из основателей и второй человек в SS после Гитлера — Эмиль Морис был по профессии часовщиком.
Чтобы избегать подделок, часовщики из Гласхютте начинают обозначать свои часы как Original Glashutte.
В последний день войны 8 мая 1945 года советские самолеты разбомбили Гласхютте. Пострадали многие промышленные здания. На мультимедийных стендах транслируются рассказы свидетелей той страшной трагедии.
Многие станки, чертежи и документация были вывезены на часовые заводы в СССР.
После войны все мастерские были национализированы и собраны в одну компанию VEB Glashütte Uhrenbetriebe (позднее неблагозвучное название сменили на Glashütte Original) — народное предприятие, ставшее правопреемником всех часовых компаний Гласхютте. Подробно об этом рассказывал вице-президент Glashütte Original Дитер Пахнер.
Следующий зал посвящен эпохе ГДР — в нем представлены часы, которые производились в «социалистическом» Гласхютте, и другие артефакты того времени. Как видно, производство было массовое
Специальное издание модели Spezimatic
Трудно поверить, но в этом зале стоит винтажный телевизор в рабочем состоянии, более того — он показывает рекламные ролики прошлых лет.
Часовщики ГДР
Проникнувшись историей часового дела, можно попробовать разобраться с тем, как устроены часы. В одном из залов установлен интерактивный модуль в виде круглого стола. Вращая его, мы выбираем интересующее нас усложнение или модуль, после чего эта часть подсвечивается. Более простого способа разобраться в работе часового механизма не существует!
В последнем зале представлена временная шкала — это история всех брендов Гласхютте. Здесь видны «белые пятна» в истории многих существующих ныне марок. Далеко не все из них работали без перерывов.
Здесь же — в здании музея работают часовщики и реставраторы часов. Ремонтом всех исторических моделей часов, всех саксонских марок занимается компания Glashütte Original, ведь именно она — единственный правопреемник всех часовых предприятий Гласхютте.
Любой посетитель музея может наблюдать за работой часовщиков через стекло. Хотя, признаться, часовщик был не слишком рад такому пристальному вниманию. Не будем ему мешать и идем дальше
В конце рекомендуем заглянуть в магазин подарков — там множество литературы посвященных часовому делу Гласхютте, а также множество милых сувениров.
Редакция Chronoscope благодарит Glashütte Original за возможность лицезреть выставку. Скоро вас ждет продолжение путешествия по часовой Саксонии — фотографии с самой мануфактуры Glashütte Original и кое-что еще.
Если вы уже были в этом музее, расскажите о своих впечатлениях на нашей странице в Facebook.
Фото: Chronoscope.ru
|